четверг, 9 августа 2007 г.

Пощадите своего юзера, или «Сделайте Ваш сайт удобным для пользователя»

Эту статью я пишу больше от лица пользователя, чем от лица разработчика. Посещая множество интернет-сайтов, я часто наталкиваюсь на мелкие неудобства, которые напрочь отбивают у меня желание вновь посещать какой-то конкретный сайт. Я хотел бы немного о них рассказать.

1. Блокировка правой клавиши мыши.

Этот нюанс порой просто приводит меня в бешенство. Иногда для посещения сайтов я использую Internet Explorer с отключенной загрузкой изображений. Если я хочу просмотреть какую-нибудь картинку, фотографию, или логотип, я щёлкаю по нему правой кнопкой, и, собираясь щёлкнуть на строку «Показать рисунок», обнаруживаю, что меню не появляется. Нет, я конечно понимаю стремление web-мастеров своё творение от копирования, но ведь не в ущерб пользователям! Тем более, если я захочу, я всё равно скопирую Вашу страницу (заявляю со 100% уверенностью, кто не согласен – связывайтесь, подискутируем на эту тему).

Вывод: не надо блокировать контекстное меню по правой кнопке мыши.

2. Чрезмерное количество ключевых слов в альтернативном тексте изображения.

В последнее время web-мастера и оптимизаторы уж слишком перебарщивают с ключевыми словами в теге alt изображения. Да, мы знаем что поисковый трафик составляет порядка 80% (а то и все 99%) от общей доли трафика. Но давайте подумаем о пользователях.

При использовании Firefox и других браузеров, основанных на его ядре вместо изображения при ошибке загрузки изображения (загрузка изображений отключена, соединение разорвалось, webмастер по халатности неверно написал имя файла с изображением, да мало ли что может случиться) на экран вместо этого самого изображения выплеснется туева хуча ключевых слов, так любезно оставленных Вами на разгребание этого «добра» Вашими пользователями.

А если также вспомнить о таких сервисах, как Яндеx.Картинки, images.google.com и подобных, где содержание тега alt – главный критерий поиска изображений? Если пользователь ищет «фотографии кошек», а вместо этого получает какой-нибудь логотип (причём очень средненький логотип) сайта о кошках, в теге alt которого написано «Всё о кошках – уход за кошками, корма, адреса магазинов, фаотографии кошек» (да, пример глупый, но всё же)? Ведь сайт прежде всего делается для пользователя, а уж потом для поисковых систем.

3. Сложная регистрация на сайте.

Ненавижу сложные регистрации на сайтах/форумах. Для того чтобы зарегистрироваться, порой необходимо указать логин, пароль, ник, ФИО, секретные вопросы для восстановления пароля, всяческие ICQ/MSN/YIM/Jabber и прочие средства связи, адрес своего сайта и многое-многое-многое… Делайте регистрацию максимально упрощённой. Например, для регистрации нужно ввести логин, пароль, ник и email, а остальные данные можно будет указать после регистрации.

4. Использование AJAX без не-AJAX альтернативы.

Сейчас объясню, что я имел ввиду.

Например захожу я на среднестатистический портал, сделанный на повсеместно используемой DLE. В принципе, я не собираюсь на сайте задерживаться надолго, так, посмотреть, есть ли на нём что-нибудь интересное. Вдруг я вижу довольно интересный опрос. «Что-ж, проголосую», думаю я. Выбираю вариант ответа, щёлкаю на конпку «Проголосовать», и вдруг выскакивает окошко «AJAX not supported» и неисчезающее «Загрузка… Пожалуйста, подождите». Ждать можно вечно.

К чему я клоню – если Вы используете AJAX, и пользовательский браузер его поддерживает – что ж, замечательно. Но есть одно «но» - если браузер пользователя НЕ поддерживает AJAX – значит нужно передать данные к серверному обработчику через стандартные средства (post и get массивы).

5. Отсутствие фильтрации данных на стороне пользователя.

Представим такую ситуацию. Среднестатистический пользователь модемного соединения из стран СНГ, решивший заглянуть на свой любимый сайт (на котором зарегистрирован), вводит и логин и пароль, но пароль вводит неверно – на русской/украинской/беларусской, да какой угодно, раскладке клавиатуры (но пароль может быть написан только английскими буквами). Пользователь нажимает кнопку «Войти» и получает предупреждение о том, что пароль неверен, проверьте раскладку клавиатуры.

Всё было бы в принципе не плохо, но сие предупреждение выводится на экран после 10-15 секундной загрузки страницы (это хорошо ещё, если 10-15 секундной, а то и через 20-30 секунд может перевалить).

Поэтому, нужно делать проверяющий скрипт на стороне клиента (лучше всего на JavaScript). Если в поле «пароль» есть русские символы, но они запрещены, то пользователю нужно дать предупреждение на этой же странице (не загружая новую).

Я рассказал те пять моментов, которые раздражают меня в других сайтов больше всего. На самом деле таких моментов ещё очень много. Возможно последует продолжение этой статьи.

Надеюсь, Вы последуете моим советам и сделаете своё сайт чуточку более удобным. Спасибо за внимание, за сим откланяюсь.

Комментариев нет: